Малые предприятия и их участие в глобальных технологических цепочках

Необходимость встраивания в глобальные технологические цепочки - условие для успешного функционирования предприятия. В основном это касается крупных, и, в меньшей степени, средних предприятий, располагающих необходимыми финансовыми и технологическими ресурсами.

Для малых производственных компаний такой путь так же возможен, хотя и с серьезными ограничениями. Здесь мы не рассматриваем производителей потребительских товаров, там существует вариант с выходом на электронные торговые площадки (т.н. «маркетплейсы», хотя, справедливости ради отметим, что это достаточно непростой процесс, а получить от него коммерческий эффект еще сложнее). Но все-таки основная часть малых производственных фирм на Урале ищут себе потребителей в среде бизнеса, исходя, опять же, из наличия там наиболее устойчивого платежеспособного спроса. В данном формате электронные маркетплейсы практически не работают по причинам, которые мы увидим ниже. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев поиск клиента локализуется внутри муниципалитета или региона, и только накопив опыт и финансы, предприятие движется далее. Вполне логично, что, в большинстве случаев, экспорт становится последним этапом расширения сбыта (зарубежная сделка в принципе требует больших издержек и несет большие риски, ведь приходится работать на другом языке, в чужих правовых режимах, по иным стандартам и т.д.).

В силу вышесказанного тема организации взаимодействия малых и крупных предприятий чаще всего проходит под названием «внутримуниципальная» или «внутрирегиональная» кооперация. В Свердловской области наиболее последовательно этот процесс был реализован в Каменске-Уральском в 2014-2016 гг.

Каменск-Уральский отличается развитым диверсифицированным промышленным сектором, в котором преобладает крупное металлургическое производство, но представлены и крупные машиностроители (разнопрофильные). Т.е. в городе находятся несколько крупных предприятий с сильно дифференцированными потребностями.

Общая экономическая ситуация, складывающаяся в российской экономике в тот период, отразилась на состоянии экономики города. Снижение темпов экономического роста, начавшееся в конце 2013 года, продолжалось в течение 2014 года и негативно отразилось на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и субъектов малого предпринимательства, повлияло на наполняемость местного бюджета. Проанализировав ситуацию в экономике города, администрация сделала ставку на налаживание кооперационных связей между промышленными предприятиями города и малыми предприятиями. Обоснованием этого решения послужили следующие доводы:

- с 2010 года градообразующие предприятия города активно модернизировались. Их производственные процессы становятся все более автоматизированными. Наряду с созданием современных рабочих мест происходит высвобождение излишней рабочей силы с последующим сокращением персонала предприятий. За год численность работающих на крупных и средних предприятиях снизилась на 2,8%.

- в перспективе процесс модернизации производства, а значит и оптимизации численности работающих на промышленных предприятиях города, будет только нарастать. Предупреждая возможные негативные последствия данного процесса, необходимо создать условия для трудоустройства высвобождаемого персонала. Альтернативой крупным промышленным предприятиям выступает малый и средний бизнес. Итогом его развития должно стать появление новых организаций и новых рабочих мест в данном секторе экономики с достойной оплатой труда.

В сложившихся экономических условиях, условиях снижения темпов экономического роста, учитывая специфику промышленного города, было принято решение о стимулировании кооперационных связей между крупными, средними и малыми предприятиями города.

Цель проекта – интегрировать предпринимателей в технологическую цепочку крупных предприятий, в том числе, поддерживая предпринимателей, создать новые рабочие места, обеспечить оборот денежных средств внутри города и стабильное поступление налогов в местный бюджет.

Для развития внутригородской кооперации у города были все предпосылки. Крупные предприятия выразили готовность разместить заказы у субъектов малого предпринимательства. При этом отмечалось, что продукция местных поставщиков должна отвечать жёстким условиям заказчика как по качеству, так и по цене. Ряд субъектов малого предпринимательства подтвердил готовность предложить крупным предприятиям свои услуги по различным направлениям.

Получив в 2014 году предварительную поддержку реализации нового Проекта всех заинтересованных сторон, Администрация города, торгово-промышленная палата Каменска-Уральского совместно с Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, отделением Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей в Южном управленческом округе, Уральской ТПП, общественными объединениями предпринимателей активно включились в решение вопросов развития и продвижения кооперационных связей в муниципальном образовании.

На первоначальном этапе, во II половине 2014 года – I квартале 2015года, силами уральской ТПП, Администрации города и муниципального фонда «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Каменска-Уральского» организованы и проведены Биржи контрактов, создана рабочая группа по развитию внутригородской кооперации. На сайте Фонда запущен информационный блок «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Оператором проекта по сбору и систематизации информации о потребностях крупных промышленных предприятий и учреждений города и производственных возможностях малого и среднего бизнеса определена торгово-промышленная палата города Каменска-Уральского.

Вопрос об участии крупного бизнеса в Проекте активно обсуждался на заседаниях Совета директоров промышленных предприятий города. Директора заводов, поддерживая предложение муниципалитета и торгово-промышленной палаты развивать кооперационные связи с городскими предпринимателями, обозначили свою позицию по участию субъектов малого и среднего предпринимательства города в конкурсах на размещение заказов на закупку товаров, материалов, услуг. Они отметили, что промышленные предприятия города уже сотрудничают с местным предпринимательским сообществом, а в рамках Проекта они готовы расширить данное сотрудничество, дав возможность «зайти» на предприятия местным товаропроизводителям и поставщикам. При этом руководители заводов не исключают конкурсный отбор поставщиков, мотивируя это развитием здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг, и готовы при равных условиях отдавать заказы каменск-уральским предпринимателям.

С целью вовлечения в Проект не только представителей крупного бизнеса, но представителей других отраслей деятельности, проведено совещание с руководителями строительных и проектных организаций города. На совещании активно обсуждался вопрос о низкой востребованности услуг местных организаций строительной отрасли и «засилии» иногородних крупных строительных организаций, о снижении объемов работ и оказываемых услуг, а также о несвоевременных расчетах за выполненные работы. Все участники совещания получили личное приглашение принять участие в реализации Проекта, для чего всем предложено сделать первый шаг и заполнить анкету поставщика МСП. По итогам проведенной работы можно интерес к развитию кооперационных связей в городе постепенно растет. Есть первые примеры успешного развития кооперации – новые заключенные и заключаемые договоры с местными товаропроизводителями и поставщиками услуг. Реализация Проекта в городе повысила интерес промышленников к местным субъектам МСП – производителям товаров и услуг, увеличив объем вновь заключенных заказов у местных предпринимателей в 2014 году на 14%, в 2015 году – на 16%, в 2016 – 10.4%. Суммарный объем заказов составил несколько сотен миллионов рублей.

В 2015 и 2016 годах проект «Внутримуниципальная производственная кооперация» в МО город Каменск-Уральский занимал 1 место в конкурсе Всероссийского Совета местного самоуправления на лучшую муниципальную практику в номинации «Работа с инвесторами и улучшение делового климата».

Впрочем, даже в этом, вполне успешном проекте, отмечалась невысокая активность бизнеса всех размеров. Причиной отсутствия массового интереса в развитии кооперационных процессов является наличие серьезных экономических рисков при неочевидности выгод. Это актуально и для крупных, и для средних и малых предприятий вне зависимости от формы собственности.

Для примера можно рассмотреть алгоритм поиска поставщиков одного из крупных предприятий региона:

1 этап. Поиск и предварительная оценка поставщика;

2 этап. Инспекционный аудит поставщика;

3 этап. FAI – контроль первого образца изделия;

4 этап. Приемочная комиссия.

И только после этого возможна серийная поставка продукции. Причем следует отметить, что это укрупненные позиции, внутри каждого этапа еще целый ряд мероприятий, которых в сумме более 20, реализация которых занимает несколько месяцев. Немногие малые предприятия способны пережить этот период.

Следует отметить, что такие ситуации характерны не только для нашего региона или даже страны. И государство, по мере возможности, пытается способствовать развитию этих кооперационных процессов. Для нашей страны это - Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров", не нашедшее, впрочем, широкого распространения. Так, в Свердловской области нет ни одного образования, соответствующего данным требованиям.

На наш взгляд, в России тренд к кооперации нейтрализуется исторически сложившейся структурой российской промышленности, когда большая часть комплектующих производится внутри предприятия (или группы предприятий) – в принципе, невзирая на издержки, это позволяет соблюдать требуемый уровень рисков. Такое предположение подтверждается и исключениями – например, практическое формирование кластера железнодорожного машиностроения (без его фактического оформления, просто потому, что это эффективно) вокруг созданных в 2010 году «Уральских локомотивов». Впрочем, тенденция на выведение из состава предприятий непрофильных производств набирает силу и, наверное, со временем стадия массовой технологической модернизации перейдет в такую же массовую организационную модернизацию с неизбежными кооперационными процессами.

А государство может повлиять на скорость этого перехода, внедряя инструменты снижения экономических рисков. По результатам многочисленных обсуждений данной проблемы в среде уральских предпринимателей, таковыми являются:

- для потребителя - поставка продукции или услуг ненадлежащего качества или неритмичность поставок вплоть до их прекращения (цена в данном случае неактуальна, т.к. известна заранее, и, в случае завышения, встраивания поставщика в кооперационную цепочку не происходит);

- для производителя – расходы на НИОКР для внедрения новой или адаптации выпускаемой продукции под требования заказчика (компенсация, скорее, полностью - для государственных и муниципальных закупок, возможно, частично – в случае если заказчик – негосударственное предприятие), сертификация продукции по требованиям заказчика, покрытие кассовых разрывов в случае отсрочки платежа, риски неплатежей за поставленную продукцию и услуги.

Таким образом, под эту категорию подпадают: расходы на экономический и технологический аудит поставщика (скорее – нескольких – для диверсификации рисков), НИОКР (частично), сертификацию, пополнение оборотных средств. Все.

В первом случае роль государства состоит в участии в модернизации инфраструктуры площадки в соответствии с современными представлениями, а так же участии в создании, и, возможно, финансировании инфраструктуры НИОКР (например, центров прототипирования по образцу новосибирского Академгородка) в рамках вышеуказанных мер снижения рисков кооперации, а так же стимулирования крупных предприятий к использованию аутсорсинговых услуг.

Второй вариант предусматривает содействие (прежде всего – маркетинговое, на основе выводов вышеупомянутой аналитической группы) в организации и стимулирование уже действующих инжиниринговых структур на применение в своей работе местной продукции и услуг как через снижение налоговой нагрузки, так и, возможно, через прямое субсидирование (в рамках вышеозначенных финансовых инструментов), в зависимости от уровня региональной локализации.

Тогда, наверное, и вышеупомянутое Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 779 станет заметно более популярным.

Воротков Павел Александрович, аналитик АНО "Агентство по привлечению инвестиций Свердловcкой области"

24.12.2019, 07:54
Эта подписка неактивна.