Рейтинги Свердловской области: о чем они говорят

В целом, тема рейтингов является достаточно сложной, так как, в зависимости от критериев рейтингователя, оценки могут прямо противоположными. Это говорит не о недобросовестности того, кто их дает, а о его приоритетах, поэтому необходимо внимательно подходить к вопросу: а что же в данном случае оценивалось?

С прикладной точки зрения наибольшее значение для региона имеют рейтинги специализированных агентств, оценивающих финансовые возможности региона. В силу их значимости, у этих рейтингов наиболее сложившиеся подходы к оценке и схожие критерии вне зависимости от того, кто оценивает. Наличие и уровень таких рейтингов во многом определяет стоимость рыночных заимствований для покрытия бюджетного дефицита. Однако для этого осуществляется достаточно тщательный экономический и финансовый анализ региона, в силу чего такие рейтинги можно рассматривать как оценку социально-экономической ситуации и экономических перспектив области в целом.

Начнем с рейтинга международного агентства Fitch Ratings. Во-первых, это единственный международный финансовый рейтинг области, во-вторых, международные агентства появились задолго до отечественных, в силу чего имеют более развитые методики оценки и более устойчивую репутацию. Кроме того, в данном случае международный рейтинг дает возможность посмотреть на ситуацию более комплексно, так как выставляется в привязке к суверенному рейтингу страны (по умолчанию, рейтинг региона не может превышать суверенный).

Последний раз Fitch оценило Свердловскую область 19 октября 2019 года. Рейтинг (официально он называется рейтинг дефолта эмитента, т.е. способность эмитента ценных бумаг платить по своим обязательствам) сохранился на уровне «ВB+», с сохранением апрельского прогноза «Позитивный» (аналогичные показатели у Красноярского края), что означает готовность Fitch Ratings при следующей оценке при минимальных изменениях к лучшему присвоить более высокий рейтинг. Следует отметить, что весной это было на ступень ниже суверенного рейтинга (ВВВ-), но в тоже время суверенный рейтинг находится на инвестиционном уровне (т.е. ограничения на вложения в эти бумаги минимальны), а рейтинг области – на спекулятивном. В августе Fitch повысило рейтинг России до ВВВ, поэтому с оптимизмом ждем новых действий по отношению к рейтингу области после подведения итогов финансового года.

Впрочем, международный рейтинг, это конечно хорошо, но когда ценные бумаги в национальной валюте и основной спрос на них – внутри страны, то не менее актуальна оценка российских рейтинговых агентств. Одной из наиболее распространенных являются рейтинги агентства «Эксперт РА», которые есть и у Свердловской области.

5 ноября 2019 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Аналогичный рейтинговый показатель у Краснодарского края. Показатель означает высокий уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации, который лишь незначительно ниже, чем у объектов рейтинга в рейтинговой категории ruAAA.

Схожие оценки дают и другие рейтингователи, например Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА). В целом, с точки зрения государственных финансов Свердловская область оценивается достаточно высоко и не вызывает серьезных опасений у финансовых институтов.

В тоже время, разобрав ситуацию с финансовыми рейтингами, обратимся к наиболее резонансному - национальному рейтингу состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив. В 2019 году область заняла в нем 38 место, потеряв сразу 18 позиций по сравнению с результатом годичной давности. Что же случилось?

Свердловская область принимает участие в рейтинге с самого начала – с 2014 года, когда к этому процессу были привлечены менее половины субъектов РФ, показатели:

2014 – 18 место (V группа, последняя) инвестиционной привлекательности, это в самом конце списка 21 пилотного региона (зато по соседству с Москвой и несколько выше Санкт-Петербурга);

2015 – 48 место (но при этом уже III группа) – потому что участвовали 76 субъектов РФ;

2016 – 35 место (участвуют все);

2017 - 33 место;

2018 - 20 место, максимальный показатель.

Сразу отметим, что абсолютного падения нет. Интегральный индекс области вырос на 2,1 балла: с 257,5 баллов до 259,6 баллов (т.е. ситуация все-таки улучшается). Просто область продвигается на этом пути несколько медленнее, чем другие субъекты РФ. Специфика рейтинга – доминирование экспертных оценок. И в этом плане даже определенная невыстроенность взаимодействия может серьезно повлиять на итоговые оценки. Основной экспертный негатив находится в разделах «Регуляторная среда» и «Институты для бизнеса», тогда как «Инфраструктура и ресурсы» и «Поддержка малого предпринимательства» оценены достаточно высоко. Дополнительно отметим, что некоторые вопросы в первых разделах не имеют или имеют частичное отношение к региональным органам власти, например, регистрация юридических лиц, собственности, отдельные виды лицензирования, взаимодействие с естественными монополиями, контрольно-надзорная деятельность. В принципе, слабые места определены, поручения даны, ждем итогов 2020 года.

Справедливости ради отметим, что есть множество рейтингов, характеризующих регион с разных сторон. Например, можно отметить, что Свердловская область занимает:

6 место в Рейтинге конкурентоспособности регионов России от Консорциума Леонтьевский центр — AV Group;

7 место в Рейтинге социально-экономического положения регионов РИА Рейтинг;

14 место — Рейтинг инновационных регионов России (Ассоциация инновационных регионов России).

Но эти рейтинги уже на любителя и серьезного влияния на оценку области у внешнего инвестора не имеют.

Воротков Павел Александрович, аналитик АНО "Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области"

13.11.2019, 09:01
Эта подписка неактивна.