Экспертам АСИ
В Свердловской области внедрен полный спектр мер поддержки (меры финансовой и нефинансовой поддержки), который возможен в рамках инвестиционного и бюджетного законодательства.
Правовая база определяется законами № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» и № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», ряд аспектов регламентирован законодательством о поддержке промышленной и инновационной деятельности, законодательством о технопарках.
Следует выделить следующие направления.
Первый блок - меры, реализуемые в рамках системы поддержки малого и среднего производства Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства.
Второй блок - налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, включая преференции для участников приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) ,СПИК.
В связи с внесением в 2022 году изменений в Налоговый кодекс право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций продлено до 2024 года, в связи с чем внесены изменения в региональное законодательство:
-
продлен период применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для участников приоритетных инвестиционных проектов до 1 января 2024 года ;
-
-
перенесен срок возникновения права на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков на 1 января 2024 года.
Также действует механизм изменения сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита.
Обеспечена возможность заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, предусмотренных Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений", в порядке частной проектной инициативы.
Отдельно следует выделить преференции для резидентов специализированной инвестиционной инфраструктуры региона - льготы по налогам на имущество и прибыль для резидентов ТОСЭР — Краснотурьинск, Новоуральск и Лесной, Верхняя Тура, а также ОЭЗ «Титановая долина» - развитие территорий с особыми условиями для предпринимателя.
Третий блок - финансовая поддержка проектов (как на возвратной, так и безвозвратной основе). Это программы заемного финансирования Фонда технологического развития промышленности Свердловской области, а также субсидии из областного бюджета резидентам технопарков, управляющим компаниям технопарков и индустриальных парков.
Четвертый блок - имущественная поддержка. Успешно внедрен механизм предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов при реализации масштабных проектов.
Таким образом, инвестиционное законодательство региона находится в непрерывном развитии. Учитывая, что на федеральном уровне подготовлены пакеты законопроектов в части регулирования инвестиционной деятельности (о защите и поощрении капиталовложений, об унификации особых территориальных преференциальных режимов, а также взаимосвязанные изменения в налоговый и бюджетный кодексы), в ближайшее время потребуется провести анализ законодательства Свердловской области на предмет корреляции с обновленной системой федерального законодательства. Прежде всего следует вести речь о востребованности налогового стимулирования, а также инфраструктурной поддержке.
Инвестиционный портал Свердловской области - интернет-ресурс, созданный для представления инвестиционных возможностей региона.
На Инвестиционном портале Свердловской области размещены:
1) Инвестиционный раздел из стратегии социально-экономического развития Свердловской области и Инвестиционная стратегия Свердловской области;
2) Регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами власти Свердловской области и органов местного самоуправления («одно окно»), в том числе схема взаимодействия и сроки выполнения действий на каждом этапе;
3) Описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов с указанием размера финансирования (для финансовых мер);
4) Линия прямых обращений и линия обращений для получения мер поддержки инвесторов и инвестиционных проектов, в т.ч. описания последовательности действий (пошаговая инструкция или инфографика);
5) Актуальная информация о планируемых и реализуемых на территории соответствующего региона инвестиционных проектах (по состоянию на конец предыдущего года);
6) Представленная на русском языке информация на Интернет-портале соответствует версии на английском и китайском языках;
7) Инвестиционная карта с актуальной информацией о доступной инфраструктуре для размещения производственных и иных объектов инвесторов (государственные и частные: промышленные площадки, промышленные парки, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития), объектах необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры региона;
8) Инвестиционный портал Свердловской области адаптирован для пользования с помощью смартфонов, мобильных телефонов, планшетов.
9) На постоянной основе актуализируется новостной раздел Инвестиционного портала Свердловской области;
10) Предусмотрена возможность электронного формата взаимодействия с инвесторами (в т.ч.наличие личного кабинета инвестора предусмотрено в разделе "Инвестиционная карта", электронных сервисов для инвесторов, а также на Инвестиционном портале Свердловской области работает Онлайн-помощник)
Информация о соответствии Инвестиционного портала Свердловской области критериям качества специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации представлена в брошюре.
В Свердловской области функции региональной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами осуществляет АНО «Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области». Агентство создано в 2019 году по поручению Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева.
Основные направления деятельности Агентства: привлечение инвестиций и продвижение инвестиционных возможностей Свердловской области; сопровождение инвестиционных проектов; развитие конгрессно-выставочной деятельности и привлечение масштабных событий в Свердловскую область.
Работа Агентства с инвесторами, в том числе в части взаимодействия с органами власти, выстроена по принципу «одного окна». Агентство выступает «маршрутизатором» для инвестора при решении возникающих при реализации инвестиционного проекта вопросов.
Полномочия Агентства по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» установлены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 г. № 783-ПП (ред. от 24.03.2022 г.).
Регламентом работы Агентства утверждены этапы и сроки оказания услуг. Для контроля за соблюдением Регламента вся информация заносится в CRM-систему.
Обратившийся в Агентство предприниматель на безвозмездной основе может получить комплексную услугу по сопровождению инвестиционного проекта, либо получает иные консультационные услуги по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью на территории Свердловской области.
Для более оперативного и квалифицированного оказания услуг Агентством заключаются соглашения о сотрудничестве с институтами развития, общественно-деловыми объединениями, кредитными организациями и т.п.
Особое внимание в Агентстве уделяется повышению уровня квалификации сотрудников. Ежегодно разрабатывается и реализуется план обучения, учитывающий текущие запросы инвесторов.
С ежегодным отчетом о деятельности Агентства и иными документами Вы всегда можете ознакомиться на Инвестиционном портале Свердловской области.
В Свердловской области региональным советом по улучшению инвестиционного климата является Инвестиционный комитет Свердловской области.
Инвестиционный комитет – это площадка для разрешения разногласий инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, а также координации инвестиционного процесса при реализации комплексных, многозадачных бизнес инициатив.
Любой предприниматель может выдвинуть собственную инициативу для рассмотрения на заседании Инвестиционного комитета. С этой целью в рамках сервиса «Линия прямых обращений» реализована функция «Предложить тему на Инвестиционный комитет».
Протоколы заседаний (выписки из протоколов), информация о выполнении решений Инвестиционного комитета размещаются на Инвестиционном портале Свердловской области.
При Инвестиционном комитете Свердловской области создана и осуществляет деятельность рабочая группа для досудебного урегулирования споров субъектов инвестиционной деятельности с контрольными и надзорными органами. Данная практика признана Минэкономразвития России в качестве лучшей практики по работе с инвесторами в рамках Регионального инвестиционного стандарта.
В Свердловской области канал прямой связи инвестора с руководством региона реализован на главной странице Инвестиционного портала Свердловской области.
Инвестор может направить онлайн обращение в адрес Губернатора Свердловской области, Правительства региона, профильного министерства.
Оператором выступает Агентство по привлечению инвестиций. Регламентом Агентства установлен 10-ти дневный срок для рассмотрения обращений. В случае необходимости получения дополнительной информации, проведения совещаний, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней с направлением соответствующего уведомления.
Все обращения заносятся в CRM-систему для осуществления контроля за соблюдением установленных сроков. Информация о количестве поступивших и рассмотренных обращений размещается на Инвестиционном портале Свердловской области.
Также на Инвестиционном портале Свердловской области реализован сервис «Онлайн-помощник». После направления заявки с заявителем связывается сотрудник Агентства для оказания консультации по интересующему вопросу.
Куйвашев Евгений Владимирович |
|
Ионин Дмитрий Александрович |
|
Третьяков Вадим Валерьевич |
Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области www.66msp.ru - информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в регионе.
На портале размещены:
1) Программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области;
2) Реестр организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) Перечень мер поддержки малого и среднего бизнеса федерального и регионального уровня, действующих на территории Свердловской области, и порядок их получения;
4) Перечни государственного и муниципального имущества.
На портале также имеется линия прямых обращений за получением мер поддержки, включающая описание последовательности действий (пошаговую инструкцию), сведения о сроках рассмотрения.
Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов и экспертиза нормативных правовых актов (далее - НПА) – процедура, направленная на оценку и выявление избыточных издержек для субъектов предпринимательской деятельности.
Целью ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений различных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии экспертизы действующего государственного регулирования.
В ходе проведения ОРВ проводится оценка расходов (финансовых и временных), а также обязанностей, которые могут возникнуть у предпринимателей вследствие предложенного регулирования. Оценка проводится с учетом мнения представителей общественных организаций и представителей предпринимательского сообщества, чьи интересы затрагивает регулирование.
ОРВ в Свердловской области проводится с 2013 года. За прошедший период сформирована качественная нормативная правовая база, с которой можно ознакомится на официальном сайте для проведения ОРВ в Свердловской области http://regulation.midural.ru/. Также на данном сайте размещаются все региональные процедуры ОРВ, а также ОРВ, проводимая рядом муниципальных образований.
В Свердловской области действуют два ключевых интернет-ресурса в области ОРВ и экспертизы:
- Официальным интернет-ресурсом для проведения публичных консультаций определен интернет-портал «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области» – http://regulation.midural.ru (далее – портал). Портал функционирует с сентября 2016 года и предназначен для проведения процедуры ОРВ проектов НПА, а также экспертизы НПА.
Кроме этого, в целях более активного привлечения представителей бизнеса и общественных организаций к публичным обсуждениям проектов НПА разработано мобильное приложение портала. Мобильное приложение разработано для операционных систем iOS и Android. Активная ссылка для скачивания мобильного приложения размещена в открытом доступе на портале.
Любой посетитель портала может принять участие в обсуждении проекта акта, размещаемого ведомствами, и направлять в удобной для него форме предложения по его улучшению.
- Вторым интернет-ресурсом, посвященным тематике ОРВ, является сайт «Административная реформа в Свердловской области». На сайте публикуются информационные материалы, относящиеся к сфере ОРВ, сведения о деятельности коллегиальных органов по вопросам ОРВ, анонсы мероприятий, обзоры интересных и важных событий из области ОРВ.
По результатам оценки работы регионов по итогам 2022 года, проведенной Минэкономразвития России по обновленной методике, Свердловская область в рейтинге качества проведения оценки регулирующего воздействия вошла в группу «Высший уровень».
Результаты рейтинга опубликованы на официальном информационном ресурсе об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России в разделе «Рейтинг регионов» по адресу http://orv.gov.ru/ranking/.
ОРВ в Свердловской области проводится на системной основе. Так, за 2022 год на сайте http://regulation.midural.ru/ публичные консультации проведены по 106 проектам НПА, в рамках которых получено порядка 383 предложения к проектам НП, из которых 107 мнений о поддержке проектов НПА и 276 предложений по доработке. Учтено в полном объеме 193 предложения (50,4%), 23 (6%) – учтено частично, 167 (43,6%) – отклонено с приведением соответствующего обоснования.
С 2021 года запущен новый формат раскрытия информации о разрабатываемых проектах НПА – онлайн-консультации. В 2022 году исполнительными органами государственной власти Свердловской области проведено 22 совещания в режиме видео-конференц-связи с целью разъяснения предмета регулирования по проектам НПА средней и высокой степени регулирующего воздействия. По результатам публичных консультаций в 2022 году было полностью либо частично учтено 56,4% предложений, поступивших по проектам актов в ходе проведения публичных консультаций, что соответствует уровню 2021 года.
Отчёт о проведении ОРВ проектов НПА Свердловской области и экспертизы НПА Свердловской области за 2022 год доступен для ознакомления на официальном интернет-портале «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области».
Сотрудничество с организациями по вопросам проведения ОРВ реализовано путем подписания соглашений о взаимодействии. Всего заключено 12 соглашений о сотрудничестве в том числе с ключевыми общественными объединениями предпринимателей («большой четверкой») и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области.
Также в Свердловской области функционирует совещательный орган по определению приоритетных направлений развития организационного, правового и методического совершенствования в сфере ОРВ - Координационный совет по ОРВ. С информацией о проведении заседаний можно ознакомится на сайте http://regulation.midural.ru/.
Данный раздел создан с целью оперативного информирования Вас о проводимых Правительством Свердловской области, Агентством по привлечению инвестиций мероприятиях, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе, работе общественных представителей АСИ и региональных экспертных групп.